МКДОУ детский сад № 20 "Росинка" г. Омутнинска

Пятница, 17.05.2024, 08:06

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Воспитание

Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет
Игры на развитие мелкой моторики 2, 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания. Волшебная шкатулка Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования
Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.
◈ Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.
◈ Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их. Волшебные шнурки Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка
Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.
◈ Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.
◈ Создайте с ребенком целую картину на столе или диване. Угости кукол
Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов.
◈ Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам.
◈ Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами.
◈ Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их. Опять мимо! Игра развивает мелкую моторику и координацию движений
Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.
◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.
◈ Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.
◈ С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.
◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места». «Раз фасоль, два фасоль...» Игра развивает мелкую моторику, обучает счету
Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.
◈ Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.
Крутится? Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.
◈ Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.
◈ Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.
◈ Попросите повторить ваши действия. Входит и выходит Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.
◈ Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.
◈ Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».
◈ Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет. Учимся пересыпать
Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.
◈ Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.
◈ Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
◈ Научите его делать движения рукой, как будто он солит. Бусы
Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.
◈ Весьма увлекательное занятие даже для взрослых! ◈ Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.
◈ Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия. ◈ Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.
◈ А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.
◈ Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы. Мастерим бусы
Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.
◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.
◈ Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу. Подарок для куклы
Необходимый инвентарь: бусины с крупными отверстиями, леска. ◈ Расскажите малышу, что сегодня — день рожденья куклы, поэтому ей надо сделать подарок. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. ◈ Называйте цвет каждой бусины.
◈ Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот.
◈ После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы. Сортируем макароны Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
◈ Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».
◈ Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.
◈ Помогите ребенку справиться с заданием. Поезд из катушек Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия
Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.
◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки. ◈ Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд. Узоры Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении
Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры.
◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.
◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует. Лабиринт для карандаша Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений
Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.
◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.
◈ Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.
◈ Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры. Лабиринт для пальчика Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении
Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.
◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.
◈ Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.
◈ В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных.
◈ Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).
◈ На дорожки приклейте разную крупу.
◈ Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями. Попробуй расстегни Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности
Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).
◈ Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.
◈ После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами.
◈ Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде. Узоры из пуговиц Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка
Необходимый инвентарь: разноцветные пуговицы разных размеров.
◈ Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц, называя их цвет и форму.
◈ Вскоре ребенок запомнит, что пуговицы бывают, например, круглые — то есть научится классифицировать предметы по одному признаку.
◈ В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров. При этом не забывайте сравнивать их.
◈ Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики. Найди клад Игра способствует развитию мелкой моторики, активизации поисковых навыков
Необходимый инвентарь: любая крупа или макароны, маленькая яркая игрушка.
◈ В ведерке или кастрюле засыпьте игрушку крупой и попросите малыша откопать «клад» (игрушку).
◈ Можно прятать одновременно 2 или 3 игрушки. В час по чайной ложке Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой», «полный»
Необходимый инвентарь: два стакана, чайная и столовая ложки.
◈ Налейте воду в стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками из одного стакана в другой. ◈ Разрешите ему поиграть самостоятельно. Аппликация Способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей
Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.
◈ Научите ребенка делать картинки в технике аппликации.
◈ Покажите, как нужно намазывать вырезанные фигурки клеем и приклеивать их на бумагу. Давать ножницы в руки ребенку двух лет рановато, поэтому сначала вырезайте фигурки сами.
◈ Ближе к трем годам уже можно показать ребенку, как вырезать из бумаги, и позволить ему делать это самостоятельно. Гусеница Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей
Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.
◈ Вырежьте из цветной бумаги кружки. Вместе с ребенком приклейте их на лист бумаги один за другим так, чтобы получилась гусеница.
◈ Пририсуйте гусенице усики и лапки. Поздравляю! Игра способствует развитию мелкой моторики, воображения, творческих способностей.
Необходимый инвентарь: цветная бумага разной фактуры, клей (клеящий карандаш), ножницы.
◈ Возьмите лист белой или цветной бумаги формата А4, разрежьте его пополам и сложите.
◈ У вас получится шаблон для открытки.
◈ Теперь вместе с ребенком наклейте фигурки, вырезанные из цветной бумаги.
◈ Для открытки «С днем рождения!» подойдут цветы, воздушные шарики, зверюшки.
◈ На новогодней открытке хорошо будут смотреться елка, снеговик.
◈ Можно изготовить поздравительные открытки для папы, бабушек и дедушек. Первый аквариум Игра способствует развитию мелкой моторики, учит основам классификации предметов по размеру
Необходимый инвентарь: 3 маленькие и 3 большие рыбки, вырезанные из картона, лист голубой бумаги, карандаши, клей.
◈ Предложите малышу сделать домик для маленьких рыбок — аквариум. Положите на стол лист бумаги и нарисуйте на нем водоросли. Поясняйте ребенку, что вы делаете. Рассказывайте, как живут рыбки в своих домиках.
◈ А теперь попросите малыша найти маленьких рыбок, для того чтобы заселить их в аквариум. Пусть кроха самостоятельно отберет рыбок и разместит их на листе.
◈ Рыбок можно приклеить, показывая, как это делается.
◈ Поместите аквариум на видное место и периодически обновляйте его содержимое. Входит не входит Игра способствует разбитию мелкой моторики, навыков сопоставления
Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера, пластиковая бутылка.
◈ Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему попробовать сделать это самостоятельно.
◈ Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку Пусть малыш сам сделает это открытие.
◈ После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговицы.
◈ После того, как в бутылке окажутся все пуговицы, кроме самых крупных, сделайте вывод, что они не вошли, потому что их размер больше чем отверстие бутылки. Пирамидка из пуговиц Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: зубочистки, пуговицы.
◈ Закрепите зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Предложите малышу нанизать на нее для начала, например, только белые пуговицы.
◈ Затем попросите ребенка собрать пирамидку из пуговиц одного размера или, начиная с самой большой, в порядке уменьшения. Пальчиковые игры
Эти игры очень разнообразны. Они развивают мелкую моторику, а поскольку сопровождаются веселыми стишками и потешками, то способствуют развитию речи и памяти. Наши пальчики
◈ Читая стишок, перебирайте пальчики малыша, массируйте их: Этот пальник хочет кушать. Этот пальник — сказку слушать. Этот пальник ляжет спать, Этот — выйдет погулять. Ну а этот — в лес пойдет, Маленький грибок найдет. Дружная семейка
◈ Читайте потешку, поочередно двигая пальцами.
◈ Предложите малышу сделать то же самое. Один пальник — папочка. Другой пальник — мамочка. Третий пальник — дедушка. А четвертый — бабушка. Пятый пальник — это я! Вот такая вот семья! Приветствие Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает усвоить названия пальцев ◈ Большим пальчиком поочередно касайтесь остальных пальцев. При этом приговаривайте: «Здравствуй, пальчик указательный, здравствуй, пальчик средний...»
◈ Сложите пальцы обеих рук в колечки и поднесите их к глазам. Человечек
◈ «Ходите» по столу указательным и средним пальцем, напевая песенку: «Топ, топ — топает малыш».
◈ Ускоряйте и замедляйте движение.
◈ Предложите пальчикам малыша «прогуляться» вместе с вашими.
◈ Чтобы было веселее, поиграйте в догонялки. Пускай пальчики ребенка убегают, а вы будете догонять.
Игра «Накорми колобка»
Словесные игры для детей младших групп
Кто из взрослых не замечал, как любят играть со звуком совсем маленькие дети? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот малыш уже повторяет его на все лады — гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Е. И. Тихеева не раз подчеркивала эту особенность детей: «Потребность в ритмической рифмованной речи, несомненно, присуща их возрасту и обоснована ходом их развития». В выборе игр для малышей мы руководствовались советами Е. И. Тихеевой использовать народное творчество как источник, в котором можно найти материал, отвечающий как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к произведениям для детей самого раннего возраста. Материалом для игр со словом, предназначенных малышам, и послужили в основном произведения народного творчества из книги Е. И. Тихеевой «Игры и занятия малых детей». В методике проведения игр также использованы советы Е. И. Тихеевой: прежде чем читать тот или иной стишок, надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке: с вороной, сорокой, козликом и др., т. е. те образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями. Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя1 Вот воспитатель широко открывает глаза от удивления, и так же широко открываются глаза у детей. Воспитатель сделал грустное лицо — и у всех детей на лицах грусть. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу». Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть. Ладушки Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. Ход игры. Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: «Дети, сейчас мы поиграем в игру «Ладушки». Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп!—хлопают в ладошки». Слова: Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки! — Что ели? — Кашку! — Что пили? — Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Шу-у-у — полетели! На головку сели! Сели, посидели, Прочь улетели! Движения: Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки. Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели» разводят руки в стороны и опускают на колени. Играя повторно, воспитатель после слов «Где были?» делает паузу и ждет ответов детей; «У бабушки»; «Что ели?» —«Кашку»; «.Что пили?»—«Бражку». В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем. Про сороку Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится. Ход игры. Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая: Слова: Сорока, сорока, Сорока – белобока Кашу варила, На порог скакала, Гостей скликала. Гости на двор — Кашу на стол. Этому на тарелочке, Этому на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке, Движения: Воспитатель и дети варят кашку» вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибают. Обращается к большому пальцу. Слова: А этому ничего не дала. Ты дров не таскал, Ты воды не носил, Ты каши не варил. Вот тебе ложечка — Свари сам себе кашку. Тут пень, тут колода, Тут дрова, Тут горячая вода. При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке». Игра с пальчиками Цель игры. Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев. Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький — мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья». Слова: «Пальчик-мальчик, Где ты был?»— «С этим братцем — В лес ходил, С этим братцем— Щи варил, С этим братцем — Кашу ел, С этим братцем— Песни пел!» Движения: Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы. «Какую песенку пел он с маленьким братцем?» — спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку («Серенькая кошечка», «Калинка»), и пальчики «пляшут» (дети поднимают руки и «пританцовывают» пальчиками). Воспитатель может использовать и другую потешку о пальчиках. Поочередно загибая свои пальцы, он говорит: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Остается один большой палец. Воспитатель, обращаясь к нему, говорит: Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, он весело заканчивает: Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. Игру с пальцами можно провести еще и так: Слова: Ну-ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А малышке песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять Движения: Обращаясь ко всем пальцам, дотрагивается до большого пальца. Дотрагивается до указательного пальца, делая логическое ударение на слове «тебе». Показывает на средний палец. Обращается к безымянному пальцу. Мизинец «пляшет» и «поет» любимую знакомую детям песенку. При повторном проведении этих игр дети повторяют последние слова потешки — действия пальчиков: «в лес ходил», «щи варил», «кашу ел» и др., а потом заучивают всю потешку и играют самостоятельно. Коза рогатая Цель игры. Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его. Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает по-играть. Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая: Идет коза рогатая, Идет коза бодатая За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Молока кто не пьет — Забодает, забодает, забодает. При слове «забодает» дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей. Заинька Цель игры. Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают: Заинька, по сеничкам Гуляй, погуливай! Серенький, по новеньким Погуливай, гуляй! Некуда заиньке выскочити, Некуда серому выпрыгнути. Заинька, поскачешь — Выскочешь, Серенький, попляшешь — Выпустят. Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2—3 раза. На птичьем дворе Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопро-изношение. Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение: Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно — Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! «Как кричат уточки?» — спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков. В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы — «уточки», «гуси», «индюки». «Наши уточки с утра», — говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» и т. д. Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди. У медведя во бору Цель игры. Развивать речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р. Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит: «Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. «Р-р-р», — рычит медведь. Послушайте стишок про этого медведя: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?» «Р-р-р-р»,— рычит медведь. «Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой», — объясняет правила игры воспитатель. Слова: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит: «Р-р-р!» Движения: Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет. Конь Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении. Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии). Слова: Топ-топ-топ! Ты скачи в галоп. Ты лети, конь, скоро-скоро, Через реки, через горы, Все в галоп, в галоп, в галоп. Гоп-гоп-гоп! Тпру!.. — говорит воспитатель. Движения: Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят "Тпру..." Игру можно повторить, меняя впереди стоящего ребенка. Петушок Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке. Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: «Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком». (Выбирают при помощи считалки петушка. Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть «ку-ка-ре-ку!», как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь? Что ты громко поешь? Детям спать не даешь! После слов «детям спать не даешь» воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка. Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить «ку-ка-ре-ку!». Игра повторяется 3—4 раза. Хохлатка Цель игры. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки. Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. «Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому ее и называют хохлаткой. По дворику хохлатка, По дворику мохнатка С цыплятами идет. Чуть дети зазеваются, Шалят и разбегаются, Сейчас к себе зовет: «Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!» Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: «Вернитесь! Не смейте убегать!» — вы все прибежите ко мне». Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны. Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и, обращаясь к ним, произносит: Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать! Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3—4 раза. Сова Цель игры. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся з круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга. Слова воспитателя и детей: В лесу темно, Все спят давно. Все птицы спят, Одна сова не спит, Летит, кричит. Совушка-сова, Большая голова, На суку сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да вдруг — как полетит! Движения: Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам. Услышав слова «как полетит», дети убегают, а сова их догоняет. Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице. Уточка Цель игры. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке. Ход игры. Воспитатель показывает игрушки — большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята. — Послушайте, дети, стихотворение про уточку: Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу. Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята. Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем): Уточка луговая, Серая, полевая, Где ты ночку ночевала? Лена (вместе с воспитателем): Под кустиком, под березкой. Сама утя хожу, Детей своих вожу, Сама утя поплыву, Детей своих поведу. Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается. Птички Цель игры. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей. Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек: Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад». Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз. Солнечные зайчики Цель игры. Упражнять детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями. Ход игры. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение: Солнечные зайчики Играют на стене, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне. Ну, лови, лови скорей. Вот он, светленький кружок, Вот, вот, вот — левей, левей! Убежал на потолок. Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика. Игра в поезд Цель игры. Закреплять знания детей о таком виде транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков. Ход игры. Воспитатель изображает паровоз. Он становится впереди колонны детей. Дети изображают вагоны. «Дети, — говорит он, — посмотрите, какой у нас длинный поезд. Сейчас мы поедем на нем. Покажите, как колеса двигаются (дети, согнув руки в локтях, двигают ими вперед-назад и приговаривают: «Гу-гу-гу»). Поехали! Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде этом ребята сидят. «Гу-гу-гу, гу-гу-гу»,— Пыхтит паровоз, Далеко, далеко Ребят он повез. Стоп! Остановка! Кто хочет гулять? Скорей выходите!» Дети выходят из поезда, гуляют, собирая грибы, ягоды. На гудок паровоза («у-у-у-у!») они снова становятся в колонну и едут дальше. Воспитатель предлагает произносить стишок о поезде всем вместе. В этой игре может быть использован и другой текст: Загудел паровоз И вагончики повез: «Чах-чах, Чу-чу-чу, Далеко я укачу!» Или: Вагончики зеленые Бегут, бегут, бегут, А круглые колесики Все тук, да тук, да тук. Птицы и автомобиль Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке (указывает на середину комнаты). Слова: Прилетали птички, Птички-невелички, Весело скакали, Зернышки клевали. Движения! Дети-птички «летают» и прыгают. Садятся на корточки, стучат пальчиками об пол. Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись!» Дети-птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят слова вместе с воспитателем. Вороны Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо. Ход игры. Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети. Слова: Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (Громко.) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (Громко.) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (Тихо.) Движения: Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями. Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают. Игра проходит хорошо в том случае, если дети не раз наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит. Пчелки Цель игры. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука лс, учить действовать по словесному сигналу. Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть: «Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику-улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!» На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне. Слова пчелки-мамы: Полетели пчелки собирать мед с цветочков. Мишка-медведь идет, Мед у пчелок унесет, Пчелки, домой! Слова пчелок-детей: Этот улей — домик наш, Уходи, медведь, от нас: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Движения: Пчелки летают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же. Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать. Для продолжения игры дети с помощью считалки выбирают нового медведя. Курочка-рябушечка Цель игры. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя: — Курочка-рябушечка, куда ты пошла? — На речку. — Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? —За водичкой. — Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? — Цыпляток поить. — Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить? — Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.) При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых. Еду-еду Цель игры. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении. Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть— всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?» Дети цокают: «Цок-цок-цок». «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р», — произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, «натянув вожжи», движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем. Слова: «Еду-еду К бабе, к деду На лошадке В красной шапке По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом вдруг.., В яму! Бух! Движения: Дети скачут галопом. Скачут на одной ножке. Прыгают на двух ногах «с кочки на кочку», Останавливаются. Бондаренко А. К.
Категория: Воспитание | Добавил: administrator (28.01.2014)
Просмотров: 805 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 79

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОБЪЯСНЯЕМ.РФ