Человек рождается два раза, говорят в народе, считая вторым его рождением выбор профессии. Формирование готовности человека к вхождению в новое качество – работника, специалиста, профессионала – уходит корнями в его детство и юность.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми узнают о разных профессиях.
Вхождение ребенка в мир профессий, воспитание любви к труду у дошкольников не реализуется само по себе - необходима целенаправленная систематическая деятельность дошкольного учреждения в данном направлении, использование в работе с дошкольниками современных образовательных технологии.
Одним из средств ранней профориентации дошкольников является использование в работе авторских игр и пособий. Вашему вниманию мы представляем авторские игры и пособия, разработанные педагогами нашего детского сада.
Настольно-печатная игра «В инженеры б я пошел…»
Автор игры воспитатель детского сада Симакова Е.Л.. Игра создана для детей от 6 лет. Имеет 6 вариантов. В этой игре детей знакомят с профессиями людей, которые работают на металлургическом заводе: сталевар, машинист мостового крана, токарь, сварщик, кузнец и электрик, с их краткой характеристикой, особенностями профессий, с техникой безопасности на металлургическом заводе, знакомят с цехами металлургического завода с изображением сюжетов или рабочих моментов из трудовой деятельности людей шести профессий.
Играя, дети знакомятся с такими словами как металл, сталь, завод. Используя это пособие, можно легко объяснить и наглядно продемонстрировать ребёнку, что значит однокоренные слова. Обучаясь в дошкольном возрасте подбирать однокоренные слова, в дальнейшем ребёнок готовится к обучению в школе.
Так же одной из задач этой игры является развитие связной речи. Ребёнку задается вопрос: «Кто работает на заводе? Сколько в бригаде работает сталеваров, сварщиков и т. д.». Опираясь на цифры, ребёнок называет количество работников. (В бригаде работает три сталевара и т. д.). Выполняя задание, дети учатся грамматически верно согласовывать имена числительные с именами существительными.
Затем с помощью взрослого подводится итог: «На заводе много кого?». «На заводе много сталеваров» и т. д. Отвечая на вопрос, ребёнок упражняется в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже.
Книжка – раскраска «Очень интересные разные профессии».
Автором данного пособия является воспитатель д\с Шумайлова С.Г.. В пособие включены задания на развитие познавательных процессов: «Обведи по точкам», «Раскрась картинку», лабиринты, «Исключи лишнее», «Пройди по дорожке»
Пособие развивает интерес и воспитывает чувство уважения к людям труда, настойчивость, упорство, умение ставить перед собой цель и добиваться её. Способствует развитию мышления, воображения, памяти, мелкой моторики, любознательности малыша, расширяет его кругозор.
Бизиборды «В мире профессий»
В основу данного развивающего пособия положена разработка итальянского ученого и педагога Марии Монтессори. Через познание сути вещей (орудий труда, спецодежда и др.) идет знакомство детей с различными профессиями. Педагогами дс изготовлено 5 бизибордов, в виде фигур девочек и мальчиков, по следующим профессиям: электромонтер, повар, пасечник, модельер, кассир.
На бизибордах расположены различные предметы, характеризующие данные профессии, которые можно трогать, двигать, изучать без какой-либо угрозы для жизни. Подобное стимулирование благоприятно влияет на интеллектуальное и физическое развитие ребенка.
Данное пособие можно использовать в работе с детьми с 2-3лет.
Макет «Экскурсия по городу»
Автор пособия педагоги детского сада.
Данное пособие включает в себя знакомство с городом, с улицами, с учреждениями и их символикой, с профессиями людей, которые там работают, формой одежды, транспортом, на котором они передвигаются, а также уточнить правила дорожного движения и знания о дорожных знаках.
Дети могут самостоятельно найти нужные предметы, здания и поместить их на макет. Все пособие изготовлено так, что дети могут действовать с ним самостоятельно - открутить, убрать какой либо предмет, так как они сделаны на липучках.
Данные пособия могут быть использованы детьми дошкольного возраста, педагогами дошкольных организаций, родителями.
Таким образом, авторские игры и пособия позволят детям в игровой форме познакомиться с интересным миром профессий, научат уважительно относиться к людям труда.
|