Социальная среда, окружающая нас, не всегда положительно воздействует на формирование личности ребёнка. Нам нужно воспитывать человека, физически здорового, любящего своё Отечество, способного постоять за него. Закладка необходимых ценностей происходит ещё в младшем возраста.
Дети дошкольного возраста знакомятся с народной культурой на примере русских народных сказок, в театрализованной деятельности, на праздниках.
Необходимым условием, способствующим вовлечению детей в русскую народную культуру, является использование народных костюмов и оформление интерьера детского сада, отображающего русскую народную культуру.
Народные или фольклорные праздники всегда связаны с игрой. Игра - подлинная сокровищница добрых человеческих отношений. Народная игра доступна всем, не требует особой подготовки, сложного инвентаря. Народная игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающим, с природой, корректирует поведение детей. Разученные с детьми считалки, скороговорки сделают игру ещё более интересной. В фольклорные праздники зачастую включаются народные игры, которые можно разучить с детьми заранее.
В наше время утрачены многие человеческие ценности, и нам всем необходимо работать над воспитанием гражданина, начиная с дошкольного возраста, используя эмоциональные русские народные песенки, игры, персонажи.
Одной из форм приобщения детей к русской народной культуре являются фольклорные праздники. Сценарий фольклорного праздника представлен в данном материале.
Посиделки
(старший дошкольный возраст 6-7 лет)
Зал оформлен в стиле русской деревенской избы. Дети одеты в русские народные костюмы.
1Ведущий. В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали они работы в поле, хлеб в закрома убирали – коротали долгие осенние вечера вместе на посиделках. Как говориться в русской пословице: «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым делом: кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает.
2 Ведущий. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся – вот работа у них и спорилась.
(Звучит музыка)
Машенькина изба ровна, тепла, на дворе капель, так и у неё тепель. Хозяйка в дому, что оладушек в меду.
(Машенька, напевая, прибирается в горнице).
Маша. Ох! (вытирает пот со лба). Устала! Посижу! Да в окошко погляжу (глядит) Позову–ка я ребят к себе на посиделки, будут песни, будут пляски и игра в горелки.
Эх подруженьки - подружки!
Веселушки – хототушки.
Эй! Ребята – молодцы
Озорные удальцы
Приходите поплясать
Будем вечер коротать.
(Звучит музыка «Ах, вы сени», вбегают дети)
1 ребенок. Здравствуйте, молодцы!
Здравствуйте, красны – девицы
Поклон вам низкий до земли
От Омутнинской стороны.
2 ребенок. Мы не любим унывать,
Нам бы спеть да поплясать,
Ну а больше всего любим
На вечерочках гулять.
3 ребенок. Спасибо тебе, Машенька,
Что позвала нас на посиделки
В избу твою жаркую
Мы пришли с подарками ( кладут подушки).
Маша. Ой, подруженьки мои,
Мне подушки не нужны,
И работать мне не лень,
И плясать могу весь день.
В круг вставайте поскорей,
Да пляшите веселей.
Ведущий. Любая вечорка - на радость народа,
Всегда начинается с хоровода.
Песня «Ой, со вечора с полуночи».
4 ребенок. Ой, давненько это было
Ни сегодня, ни вчера,
Коротать умели время
С вечера и до утра.
5 ребенок. Под блины и калачи,
С пылу с жару из печи,
На вечерках отдыхали
Наши вятичи.
6 ребенок. Мы ж вечорки позабыли
И сидим все по домам,
так пускай же та вечорка
Прилетит сегодня к нам.
Дети поют частушки.
1 ребенок. Те вечорки, вечорочки
С особинкой у нас,
На вечорке и столетние
Ведут веселый пляс.
2 ребенок. На вечорки мы ходили,
Отдыхали у реки,
Там кадрили танцевали,
Оторвали каблуки.
Все. Шутки, песни, смех звонкий-
Вот что такое наши вечорки.
Маша. Смех вам да веселье! (кланяется).
Дети сели на лавках, покрытые половиками.
1 Ведущий. Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Ещё лучше разговор.
Мальчик. Дари тебе Машенька
Шутки на полминутки.
2 Ведущий. Небывальщины – небылицы
Лежат в бабушкиной светлице
Завернуты в тряпицы
В медном ларце
На дубовом поставце
1ребёнок.
Из –за леса, из – за гор
Выезжал дядя Егор.
Он на сивой, на телеге,
На скрипучей лошади.
Все (удивляются)
Небывальщина –неслыхальщина!
2 ребенок.
Он овсом колеса мазал,
Дёгтем лошадей поил,
Топором он подпоясан!
Кушаком дрова рубил!
Все: небывальщина –неслыхальщина!
3 ребенок.
Вот Егор во двор въезжает,
Свою Дарью распрягает,
А лошадушку берет,
Прямо в горницу ведет.
Все: Небывальщина –неслыхальщина !
4 ребенок.
На заборе сидит утка,
Песню звонкую поет,
А Егорова старуха
Сено свежее жует
Все: Небывальщина –неслыхальщина !
5 ребенок.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули,
Да и где же это видано,
Да и где же это слыхано
Р.н.п. «Да и где же это видано»
Мальчик.
Разойдитеся, разшатайтеся
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
Танец «Кадриль»
Ведущий. Машенька, все веселимся,
Может и поработать пора?
Машенька. И петь, и работать будем!
Так уж повелось на Руси!
Работали да песни пели,
С песней и дело спорилось.
(Под музыку, девочки садятся вышивать, а Маша прясть)
1Ведущий. Игла – барыня, княгиня
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила
2Ведущий. Она тонка, да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра,
Всему миру красна.
1Ведущий. Ох, иголочка тонка,
В руки мастериц легла,
И красивые узоры
На одежде вышила.
1девочка. В первый раз вышивали –светел,
Светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами,
Со чистыми звёздами.
2девочка. Во второй раз вышивали
Красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами,
С тёплыми облаками.
3девочка. В третий раз вышивали
Чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами,
Со сыпучими зверями.
4 девочка. В четвертый раз вышивали
Сине море со волнами,
Сине море со волнами,
Со белыми кораблями.
Середину украшали
Светло – синими цветами.
Хоровод « Со вьюном я хожу»
Девочка. Куделюшка, ты, крутись,
В тонку нитку превратись,
Чтоб нам нитку ту в холст соткать,
Малым деткам на рубашки дать.
Игра «Платочек»
1Ведущий. Как вдоль улицы во конец
Шёл удалый молодец,
То был Ваня удалец,
Удалец – молодец!
(Ваня идет под музыку)
Ваня по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко. Впереди едет дядька на лошади.
Ваня устал, ему хочется на лошадке подъехать.
Сценка «Рифмы»
Маша. А расскажу – ка я вам ещё одну сказку:
Да не сказку, а стих
Да не стих, а песню, да не я, а ребята.
Да не ребята , а потом в другой раз!
Ах, молодцы! Как слушали!
И надо бы каждому молодцу да с огорода по огурцу
Ведущий. Да пока вы Маньку слушали,
Огурцы на огороде зайцы скушали.
Дети. Значит, нам ничего не осталось
Маша. Не расстраивайтесь,
Коль не вышло с огурцами,
Угощу я вас блинами!
Вы давно блинов не ели?
Дети: Давно!
- Вы блиночков захотели?
Дети: Да!
Напекла я вам поесть сотен пять, а может шесть
Угощение на славу
И ребятам на забаву.
«Песня – хоровод «Блины»
Маша. А теперь приглашаю всех к столу, вечерять. Чем богаты, тем и рады!
Чаепитие.
Ссылки на источники:
1. Безносикова Н.А. Народная культура. Программа для детей дошкольного возраста.- Киров, 1997;
2. Методические рекомендации по краеведению. – Киров, 1996;
3. Новицкая М.Ю. От осени до осени. – М., 1994;
4. Семёнов М. Мы славяне.- С.-Петербург., 1997.
|