СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Задачи по устранению речевых расстройств можно успешно решать только в совместной работе родителей, логопеда и врачей.
Дизартрия
При дизартрии у детей нарушено не только произношение звуков, но также темп, модуляция, выразительность голоса, ритм и дыхание, то есть в дефиците все отделы, участвующие в «говорении»: и дыхательные, и голосовые, и мышцы артикуляционного аппарата. В любом случае, подвижность органов речи ограничена.
Дизартрия выражается в разной степени тяжести. Логопедическая работа при дизартрии более долгая, так как связана с восстановлением мышечных движений.
Для более успешной и качественной коррекции обязательно наблюдение у невропатолога.
- (моторная и сенсорная)
у детей — полное или частичное отсутствие речи при хорошем физическом слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленное недоразвитием или органическим поражением речевых отделов коры головного мозга.
И здесь хотелось бы напомнить, как от простого к сложному ребенок осваивает речевые навыки, этапы непростого речевого пути: гуление, лепет, лепетный монолог, отдельные слова, фразы. Это норма освоения речи.
Различают две формы алалии у детей:- моторная алалия, когда ребенок понимает обращенную к нему речь; но произвольно, по образцу повторить не может. - Сенсорная алалия, когда происходит разрыв между смыслом и звуком. Как при сенсорной, так и при моторной алалии необходимо наблюдение невропатолога.
Ринолалия
Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения при наличии органических дефектов в анатомии и физиологии речевого аппарата: аденоидные разращения, искривление носовой перегородки, заращения носовых ходов – то, что относится к закрытой форме ринолалии.
Необходимо наблюдение врача – отоларинголога.
- Заикание – сложное речевое расстройство, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства, как правило, не проходит. Требуется помощь врачей: психоневролога, психотерапевта.
- (фонетико-фонематические нарушения) Большинство логопедических диагнозов связаны с воспроизведением речи, то есть с тем, КАК и ЧТО мы говорим, но прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять.
• замена одних звуков другими (помните, в Денискиных рассказах: фыфка,хыхка, сыска);
• перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
• упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).
Довольно часто нуждаются в помощи стоматолога – ортодонта.
- недоразвитие речи (ОНР)
ОНР — это, прежде всего системное нарушение, когда нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, лексика, грамматика и фразовая речь.
При этом остается в норме физический слух и интеллект. Нуждаются в помощи невропатолога, отоларинголога, стоматолога – ортодонта.
- психического развития (ЗПР) ЗПР – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания). Необходима помощь врача-невропатолога, психиатра.
|