МКДОУ детский сад № 20 "Росинка" г. Омутнинска

Пятница, 17.05.2024, 06:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Обучение

"Постигая выразительность речи".

     Для того, чтобы восприятие литературных произведений было более глубоким, а речь более образной, яркой, необходимо давать детям различные задания на придумывание эпитетов, синонимов, сравнений.          Задания на придумывание эпитетов дети выполняют очень охотно. Сначала, когда ребенку дается задание придумать как можно больше слов, отвечающих  на вопрос «Какой (какая,  какое)?», он говорит обычные слова, например, снег – белый, липкий, холодный. Потом ребенок сам станет придумывать различные эпитеты (снег хрупкий, блестящий, легкий, хрустящий).

      Можно предложить придумать «красивые слова» к  словам: лес (солнце, небо, облака, дождь, ветер, трава). Дети называют лес голым, пушистым, белым, печальным, дремучим, и т.д.          Можно давать и усложненные задания: подумать, где следует употребить эти слова  в рассказе, сказке, стихотворении или выбрать «лишнее слово» -грустный, печальный, унылый, глубокий; -храбрый, звонкий, смелый, отважный; -желтый, красный, сильный, зеленый; -слабый, ломкий, долгий, хрупкий; -смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.          А также  интересно поиграть в игру «Загадай, мы отгадаем» -серый белый длинноухий пугливый кто? И т.д.     Повторение таких заданий расширяет представления детей, развивает мышление, понимание изобразительных средств языка.  

  Важное значение для развития речи, ее обогащения, для углубленного понимания художественного произведения имеет работа над синонимами (верный, правильный, хороший). Можно предложить детям подобрать синонимы к заданному слову и дать задание подумать, где в каком рассказе или сказке можно употребить эти слова.     Важно учить детей подбирать антонимы («Выбери слова «неприятели») -длинный большой короткий -большой низкий маленький - высокий большой низкий -белый длинный черный -тяжелый длинный легкий -хороший светлый плохой     Можно предложить детям подобрать синонимы к заданному слову и дать задание подумать, где в каком рассказе или сказке можно употребить эти слова. Таким образом, дети не только могут подбирать синонимы, антонимы к заданному слову, но и задумываются над тем, где уместно употребить это слово.    

     Одно из простейших и вместе с тем  основных средств художественной выразительности – сравнение. Познакомив ребенка с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, ему задают вопрос: «С чем это сравнивается?» Затем предлагают придумать сравнение ему самому. Например, дается задание к слову снег. Снег лежит, как одеяло, как будто закрыл землю белой скатертью. Интересно поиграть в игру «На что похоже» -Белый снег похож на… -Синий лед похож на… -Густой туман похож на… -Чистый дождь похож на…      Эти упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем дети будут использовать этот прием и при создании собственных сочинений.  

Учитель-логопед Кулакова Людмила Владимировна  

Категория: Обучение | Добавил: administrator (03.11.2012)
Просмотров: 575 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 79

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОБЪЯСНЯЕМ.РФ