Формирование
фонематических процессов у дошкольников
Салтыкова С.В.,
учитель-логопед
Ребенок появляется на свет, обладая
врожденной чувствительностью к звукам. На третьей-четвертой неделе жизни у
ребёнка слуховое сосредоточение идет не только на сильный звук, но и на речь
взрослого человека.
Исследования показали, что уже к двум годам, а точнее к
году и семи месяцам, фонематический слух ребёнка оказывается сформированным.
Например: ребенку показывают картинки
бабочки и бабушки (мишка-мышка), а затем спрашивают: Покажи, где бабочка?
Покажи где бабушка? Если у ребенка фонематический слух сформирован, он верно
укажет на нужную картинку. Но не смотря на это ребенок может одинаково
произносить это слово – это «бабика» и
это «бабика».
Но
даже если фонематический слух
сформирован в дальнейшем идет работа
над его совершенствованием.
Однако хорошо известно, что речь
трехлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи
взрослого, но не стоит путать неправильности и неточности с нарушением фонематического
слуха. У таких детей встречаются такие
ошибки:
Например:
вместо слова муха ребенок произносит «нуха», «вуха», вместо капуста –
«папуська», «папута», вместо слова котлета – коклета.
Работе по развитию фонематического
слуха и специалисты, и родители уделяют много времени. Но не всегда эта работа
протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все
рекомендации учителя-логопеда, но не получают ощутимого результата. Поэтому специалистами разработаны и успешно
применяются на практике специальные игры
и упражнения для формирования фонематических процессов.
Игры на развитие
фонематического слуха и фонематического восприятия
«Найди барабан».
Объясните: чем ближе малыш будет подходить
к спрятанной игрушке, тем громче зазвучит барабанная дробь; чем дальше — тем
она будет тише.
«Дудочка-свисток».
Положите перед ребенком лист бумаги и
карандаш. Сами возьмите дудочку или свисток. Пусть малыш изобразит услышанный
звук. Если он короткий, то и след от карандаша на бумаге будет коротеньким.
Если же музыкальный пассаж длится долго, то и черточка для его обозначения
получится длиннее!
«Подражаем голосам животных».
Сможет ли кроха узнать, кого вы пытаетесь
изобразить ? Поменяйтесь ролями!
«Угадай что звучит».
Завяжите малышу глаза и попросите определить,
какой музыкальный инструмент (бубен, дудочку, металлофон, барабан, губную
гармошку) он услышит.
А теперь пусть различит щелчок выключателя и пальцев, звон
будильника и трель звонка, звук льющейся воды и шелест бумаги... Если в доме
есть разные крупы, стоит попробовать различить на слух, какие из них
пересыпаются из одной емкости в другую, издавая при этом характерные звуки.
Упражнение «Эхо»
Вы бросаете мяч и произносите, например:
«А-а-а...» Малыш ловит мяч и, возвращая его, повторяет услышанный звук.
Переберите так все гласные звуки. Кроха уже хорошо усвоил их звучание? Тогда
продолжим.
«Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете малышу мяч и произносите
слово, которое начинается на любой гласный. Например, аист, осы, утка, эхо,
иней, лучше — с ударением на первый гласный. Тогда ребенку легче его
определить, а маме — выделить голосом. Услышав слово и поймав мяч, малыш
некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть сам несколько раз
повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его
произнесет и вернет вам мяч.
«Что за звук спрятался в середине слова?»
Игра похожа на предыдущую, но гласный
стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание!
Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес,
лед, люк. В них слышен один гласный звук, но гласная буква пишется совсем
другая. Малышу разница в понятиях звук-буква еще неведома.
«Что за звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо
искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять
падает на искомый звук. И не случайно: в безударной позиции некоторые гласные,
например «о», «э», меняют звучание. Подобным же образом можно выделять и
согласные звуки. Для работы с ними берем только первую и третью из названных
выше игр («Какой звук начинает слово?» и «Что за звук в конце слова?»). Условия
подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать,
когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк,
волк, дом, гол и т.д.
Упражнение «Правильный выбор»
Продолжим работу над фонематическим
слухом. Мячик по-прежнему нам помогает, но задача для малыша усложняется. Вы
произносите ряд слогов или слов, а ребенок выбирает из них одно — с заданным
звуком. Каждый звук отрабатываем отдельно в течение нескольких дней, а то и
недель.
Вот варианты игр, рассчитанных на детей 5-7 лет. Разберем все на примере звука
«у».
«Выбери слог со звуком «у»
Вы говорите, например: та-ту-ти, и
бросаете ребенку мяч. Повторив про себя или вслух ряд слогов, кроха должен
найти слог с искомым звуком «у», произнести его вслух и вернуть мяч. Малыш
затрудняется сделать выбор из трех слогов? Сократите ряд до двух. Ну а если
ситуация противоположная и три слога — это слишком легко, пусть поищет среди
четырех-шести слогов. Можно пойти и на такую хитрость: произнесите ряд слогов,
среди которых не будет слога с искомым звуком. Интересно, догадается маленький
умник, что его провели?
«Выбери слово на звук «у»
Предложите малышу следующие, например,
ряды слов: утка-Ира-аист, осы-ужин-эхо и т.д. Трудно выбрать из трех? Оставим
два слова. Если легко — увеличим до четырех-пяти: иней-улитка-облако-Эмма,
эльф-ослик-ухо-армия-Ира. Не забудем и провокационный ряд слов, где слова на
звук «у» не будет.
«В каком слове звук «у» прячется в середине?»
Принцип игры тот же. Ряды однослоговых слов
могут быть следующими: стул-лак-лифт, рысь-фрукт-пол и т.д. Ряд слов можно
сократить или увеличить — по способностям крохи.
«Выбери слово с окончанием на «у»
И
здесь не ограничивайте свою фантазию в выборе слов: домино-стена-несу,
какаду-весло-носы.
«Летит – не летит»
Кто летит, кто не летит?
Тот в игре и победит.
Отвечай
без промедленья, кто летит …орел, осел?
…
синица, горчица?
…кукушка, лягушка?
…сухарь, глухарь?
…утенок, котенок?
…ворона, корона?
«Исправь
ошибку»
Дым на улице стоит, дом из труб его
валит.
На чердак залезла ложка, со
стола упала кошка.
Пироги пекутся в речке,
рыбаки сидят у печки.
«Повтори
слова»
Коса-коза, бочка-почка, рак-лак,
мишка-миска…
«Придумай
цепочку слов»
Бочка? (почка, ночка, дочка…)
Дом? (сом, ком, лом, дом…)
Рак? (лак, сак, мак…)
«Чудо-звук»
Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных
звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса,
голоса животных. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки
различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать
надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем
– сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон
сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье
птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом
стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе
постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей. А еще запахи. Про них
тоже не забывайте – это опоры вашего малыша в жизни.
«Слушай, пробуй, как звучит»
Исследуйте
звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте
громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать,
хлопать.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы –
скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум
льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок
должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами,
постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов,
доводя их количество с 1-2 до 7-10.
«Шумящие коробочки»
Нужно взять два
комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными
материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки
можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики,
пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок,
закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои
коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор,
пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет
одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную
последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно
иногда ошибайтесь.
«Что как звучит»
Сделайте с
ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся
в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам,
пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по
Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а
что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему
под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой
волшебную палочку на прогулку.
Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает
на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где
мы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили»
определяем направление звука. Для этой игры
нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы
встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен
повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой
показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на
вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и
веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
«Подбери картинку или игрушку»
Вы стучите
(шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок
угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку,
игрушку.
«Слушай внимательно - выполняй старательно»
При изменении
звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер
своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться.
«Создаем мелодию»
Вступите в
диалог с ребенком на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно
слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное,
повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою
внезапную находку.
«Слушай
ритм»
Вы задаете ритм,
отстукивая его рукой, например такой – 2удара-пауза-3удара. Ребенок его
повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с
закрытыми глазами.
Варианты игры:
- ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками
одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу);
- ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами;
- ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение.
Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение
звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры
можно записывать: слабый удар – короткая вертикальная черта, сильный – длинная
вертикальная черта.
«Громко-тихо»
Попросите ребенка произнести гласный звук,
слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом
– низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей,
договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги,
узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
«Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам
любое слово и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются
слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или
нога меняется.
«
Узнай свой голос»
Вам нужно
записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос
ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и
голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на
кассете, к его звучанию надо привыкнуть.
|