Младшая группа
Игра «У доктора»
Цель: Активизировать мышцы нижней челюсти
Ход: Вспомните с малышом, как доктор обследовал его горлышко, когда он болел. Рассмотрите картинку. Предложить поиграть в доктора и пациента: вы будите доктором, а ребенок – пациентом.
Скажите, что он должен открыть рот и удерживать его открытым несколько секунд, пока вы не осмотрите его горлышко (следите за тем что бы двигалась только нижняя челюсть, язык и губы при выполнении упражнения должны быть расслаблены.
Игра «Ой, ушко болит»
Цель: Округлять губки.
Понадобится: Красивый яркий платок, кукла
Ход: Покажите ребенку картинку. Объясните почему у девочки привязана щека. У Кати болит ушко и поэтому она плачет. Возьмите куклу (завяжите платок на ухо, предложите покачать куклу, спеть песенку: «О-о-о!»
Средняя группа
Д/и «Кому что нужно для работы?».
Цель: формирование навыков словоизменения – употребление винительного падежа имен существительных:
Повару нужны (что?) — кастрюля, поварешка ( парикмахеру, художнику, продавцу)
Д/и «Что на столе?»
Цель: упражнять в употреблении предлога НА
Ход: Взрослый раздает карточки, ребенок называет что изображено:
Ножницы НА столе,
Расческа НА столе…и т.д.
Старшая группа
Д/и «Кто что делает?»
Цель: упражнение в подборе глаголов к существительным:
повар - варит,
(учитель - , врач - , продавец - , воспитатель - , водитель - , писатель - , художник - , певец - , переводчик - ).
Д/и «Кто больше»
Цель: упражнять детей в подборе подходящих по смыслу опреде¬лений. Детям предлагается назвать как можно больше «красивых» слов.
Летчик какой? — Храбрый, смелый.
Учитель какой? — Умный, добрый.
Водитель какой? — Внимательный, осторожный.
Грузчик какой? — Сильный, могучий.
Строитель какой? — Умелый, ловкий.
Врач какой? — Старательный, добрый.
Танцовщица какая? — Талантливая, красивая, интересная, изящная.
Воспитательница какая? — Добрая, веселая, умная. И т.д.
Подготовительная группа
Д/и «Кто где работает?»
Цель: формирование навыка сло¬вообразования, упражнение в подборе подходящих по смыслу существительных.
Ход: На тракторе работает (кто?) …тракторист.
На поезде работает …ма¬шинист.
На машине работает …шофер.
На корабле работает …капитан.
На самолете работает …летчик.
На экскаваторе рабо¬тает …экскаваторщик.
На трамвае работает …водитель.
На кра¬не работает …крановщик.
На ракете работает …космоса
Упр «Подумай – объясни»
Цель:формирования навыка образования сложных слов.
Дети объясняют, из каких слов получились названия профессий: хлебороб,
рыболов, лесоруб,
пчеловод, трубочист,
садовод.