Младшая группа
Д/упр «Помоги животным добраться до ягод»
Цель: употребление гласных звуков А, О, У.
Выработка плавной воздушной струи.
Ход: Карточки с изображением ежика- малины, белочки –черники, медведя – земляники. Ребенок пальчиком проводит по дорожке от ежика к малине, произнося звук « А»….и т.д.
Д/и «Есть-нет»
Цель: употребление существительных в Р.п;
закрепление названий ягод:
Ход: (у детей и взрослого карточки с изображением ягод) Педагог показывает карточку и говорит : «У мня есть малина», ребенок отвечает: «У меня нет малины», затем ребенок говорит, что у него есть черника, взрослый отвечает, что у него нет черники…и т.д.
Упр: «Гриб»
Цель: употребление слов в соответствии с текстом;
Мы шли, шли, шли, Дети маршируют на месте,произнося - топ топ топ
И грибок нашли Удивляются, произнося: «Аааааа»
Раз, два, три, четыре, пять Наклоны вправо-влево
Мы идем искать опять говорят: «Ау…»
Упр: «Доскажи словечко»
Цель: учить подбирать слова в соответствии с текстом
Я в лес пошла.
Я грибок…(нашла)
Ваня в лес…(пошел)
Ваня гриб…(нашел)
Мы в лес …(пошли)
Мы грибы… (нашли)
Средняя группа
Д/и «Один – много»
Цель: употребление существительных во множественном числе:
Ход: (карточки)
ягода – ягоды
куст — … дерево — …
ветка — … косточка — …
корзина — …
Д/и «Какая ягода»?
Цель: согласование существительных с прилагательными
Ход: ( карточки с изображением ягод , цветные корзинки) Дети раскладывают ягоды в корзинки .
Красная малина,
Черная черника,
Красная земляника….
(Клюква, брусника)
Упр «Скажи на оборот»
Цель: употребление слов антонимов
Ход: Взрослый называет слово, ребенок называет наоборот:
Гриб большой - гриб…маленький. Длинный – короткий.
Высокий – низкий. Прямой – кривой.
Мелкий – крупный. Узкий – широкий.
Белый – черный. Полезный – вредный.
Отгадай загадки и выучи понравившуюся
Шапочка да ножка
Вот и весь Ермошка. (Гриб)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Старшая группа
Д/и « Какое варенье»
Цель: употребление относительных прилагательных
Ход: дети берут картинку с изображением ягоды и называют какое будет варенье:
малина – малиновое варенье
черника – черничное варенье
земляника – земляничное варенье
клюква – клюквенное варенье
брусника – брусничное варенье
Д/упр «Посчитай»
Цель: согласование числительных с существительными
Ход: дети по очереди называют число по порядку и ягоду:
одна малинка, две …, три …,
четыре…, пять… ,шесть…
Упр «Скажи какой, какая, какое, какие»?
Цель: употребление прилагательных с существительными
Ход: Воздух в лесу (какой?) – лесной.
Закуска из грибов (какая?) – грибная.
Место, где растет много грибов (какоё?) – грибное.
Обитатели леса (какие?) – лесные.
Упр «Доскажи словечко»
(Дополни предложения словами-признаками)
Мы с родителями пошли в …лес за грибами. В лесу мы нашли много…грибов. На … опушке мы нашли … подберезовика. У них была … ножка и … шляпка. Мама срезала их … ножом и положила в корзину. Через какое-то время у нас была … корзина … грибов. Дома мы с мамой сварили …суп. Мне очень понравилось наше … путешествие.
Подготовительная группа
Задания на развитие фонематического слуха
1. Отхлопай слова, определи в них количество слогов. (Ребенок хлопает в ладоши, делит слово на слоги. Сколько раз хлопнул – столько в слове слогов.)
КЛЮК – ВА, Я – ГО – ДА, МА – ЛИ – НА.
2. Упр «Раздели словечко» (ребенок проговаривает слово по слогам на лексическую тему «Ягоды» и на каждый слог хлопает в ладоши).
(В этом слове 1-2-3 слога, сколько слогов, столько и гласных звуков в этом слове)
- Поймай гласные звуки в этом слове (добиваемся полного ответа).
Например.: Малина. МА-ЛИ-НА, в этом слове 3 слога, значит 3 гласных звука: А-И -А.
Д/и «Один – много»
Цель: употребление существительных во множественном числе, в Р.п.
Ход: Гриб – грибы – много грибов.
Поляна – поляны – много полян.
Шляпка – шляпки – много шляпок.
Корень – корни – много корней.
Ножка – ножки – много ножек.
Грибница – грибницы – много грибниц.
Мухомор – мухоморы – много мухоморов.
Сыроежка – сыроежки – много сыроежек.
Маслёнок –маслята- много маслят.
Опёнок – опята – много опят.
Боровик – боровики – много боровиков.
Поганка – поганки- много поганок.
Грибник – грибники – много грибников.
Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков
Упр «Сосчитай до десяти»
Цель:согласование существительных с числительным
У каждого ребенка картинка с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: « Один белый, два белых, три белых, четыре белых…и т.д.